Политическая ситуация в Тюменской области в апреле 2000 года  


Салехард. После своей победы на выборах губернатор Ю.Неелов предпринял реорганизацию своей администрации. Ее главным результатом стало: 1) создание еще одной должности первого заместителя, в ведение которого передано руководство всем финансово-экономическим блоком, включая управление имуществом и контроль за проведением неденежных расчетов; 2) кардинальное сокращение числа заместителей губернатора. Попутно вследствие перехода А.Артеева на работу в Думу был «рассыпан» возглавлявшийся им департамент общей политики, часть подразделений которого (информационно-аналитического профиля) перешла под непосредственное руководство вице-губернатора М.Пономарева, другие (комитет по СМИ, преобразованный в самостоятельный департамент) – подчиняются теперь непосредственно губернатору.
Проведенную реорганизацию можно расценивать по-разному. С одной стороны, она воспринимается как простая оптимизация системы управления округом: она стала более равновесной, сбалансированной и компактной, а подчиненные заместителям управленческие блоки взаимосвязанных отраслей – более естественными и гармоничными, позволив исключить случаи пересечения полномочий и дублирования заместителями друг друга. Все это, правда, потребует большего личного участия губернатора в повседневной деятельности администрации, а это в условиях резкого ускорения политических реформ в стране будет осуществить непросто.
Несомненно положительным следует признать разделение функций по управлению недрами, дающими львиную долю доходов бюджета, и по контролю за расходами, реализацией инвестиционных проектов администрации. Правда, должность нового первого заместителя остается пока вакантной, однако, по имеющейся информации, к началу осени ее займет Н.Комарова, нынешний мэр Нового Уренгоя. Вообще миграция руководителей муниципальных образований в окружную администрацию (этот процесс, при желании, можно расценить и как резкое обновление их состава) приобретает массовый характер: заместителем губернатора уже, похоже, стал бывший мэр Салехарда О.Демченко, место которого (после соответствующих выборных процедур) готовится занять А.Спирин, бывший до реорганизации, наоборот, заместителем губернатора.
С другой стороны, проведенная реорганизация администрации производит стойкое впечатление операции по повышению мобилизационной готовности на случай каких-то неожиданных изменений политической обстановки. Меньше всего это, видимо, может быть связано с подготовкой к выборам областного губернатора. Организованный М.Пономаревым избирательный механизм работает в округе без сбоев и, безусловно, даст необходимый результат вне зависимости от того, кто будет кандидатом Севера – С.Корепанов или кто-то другой (по-видимому, ямальскому избирателю невозможно «продать» только Л.Рокецкого или человека из его окружения). Мобилизационный характер новой структуры администрации, скорее, можно связать со слухами о возможном переходе Ю. Неелова на работу в Москву - в правительство ( есть информация, что ему уже предлагались должности вплоть до первого вице-премьера ) или в правление «Газпрома» (В. Черномырдин, по слухам, предложил В. Путину его кандидатуру в преемники Р. Вяхирева, на тот, разумеется случай, если не пройдет его собственная). Такое карьерное перемещение губернатора было бы, безусловно, встречено в округе с пониманием, однако проведение в пределах одного года вторых губернаторских выборов - это безумное насилие над избирателями, способное спровоцировать запредельную политическую апатию, тем более при отсутствии в округе явного претендента на место Ю.Неелова. Ходят, правда слухи о том, что глубоко законспирированная подготовка к новым губернаторским выборам уже началась под руководством И. Левинзона. Фаворитом этой кампании предполагается сделать В.Линка, нынешнего мэра Ноябрьска, а главным спонсором, вроде бы, готовы стать нефтяники из «Сибнефти» и «Роснефти». Этот план, сочиненный и выпестованный вне «Газпрома», имеет, видимо, мало перспектив, свидетельствуя, однако, о том, что возможность ухода Ю.Неелова еще в пределах текущего года рассматривается многими в округе вполне серьезно.
Другим важным фактом политического процесса в округе, также укладывающимся в упомянутую выше мобилизационную схему, стало избрание А. Артеева новым председателем окружной Думы. Отметим, что прежний владелец этой должности - А.Артюхов - также выставлял свою кандидатуру и, хотя проиграл, получил поддержку ряда депутатов от нефтегазодобывающих городов. Противостояние нового и бывшего председателей отнюдь не имеет характера личного конфликта, отражая, скорее, известное обострение межобщинных противоречий в округе: жители нефтегазодобывающих городов в своем большинстве считают непропорционально большими преимущества западных территорий, в том числе города Салехарда, при распределении расходов бюджета. Проявлением этого противоречия стал и провал на выборах в окружную Думу всех представителей коренного населения. Можно предположить, что отголоски этого конфликта будут еще долго сопровождать работу Думы нового созыва, хотя политический опыт А.Артеева должен помочь ему найти пути, если и не разрешения, то, по крайней мере, кардинального снижения остроты данной проблемы. Тем более, что, по общему мнению, новый состав депутатов гораздо сильнее предыдущего.
Своеобразным боевым крещением новой Думы стало принятие ею законопроекта «Об основах регулирования отношений края, области с входящими в их состав автономными округами», направленного в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Текст законопроекта в соответствии с замечаниями президента страны максимально (даже почти демонстративно) приближен к постановлению Конституционного суда от 14.07.97, что, кстати, зафиксировано и незамеченным в симпатиях к автономным округам Ю.Коневым, комитет которого ведет данный законопроект. Получил он одобрение и со стороны законодателей Тюменской области и Ханты-Мансийского округа. Недовольной, как всегда, осталась лишь областная администрация, которая устами заместителя губернатора В.Третьякова (не думаю, что он высказывал свою личную точку зрения) заявила, что теперь ей постановления Конституционного суда уже мало, она требует себе прямых управленческих полномочий на территориях автономных округов (пока по вопросам совместного с Федерацией ведения), а Л.Рокецкий желает быть «высшим должностным лицом области», которым, кстати, уже давно является, если только не претендует быть главным в Тюменской области губернатором и начальником над всеми остальными. Завершает третьяковскую филиппику фраза вполне в духе Л.Рокецкого: «Все, что делается администрацией области по укреплению (!!) и развитию (!!) отношений с автономными округами с позиций Конституции России, должно (!!!) заслуживать уважение». Вы не поверите, но в газете именно так и напечатано. Ну что тут скажешь. Как говорится, куда ни плюнь, попадешь то ли в Наполеона, то ли в Александра Македонского. Палата, видимо, такая.
Встречая в Тюмени настроения столь оголтелого реваншизма, автономные округа, естественно, начинают выстраивать дополнительные линии обороны. Важным шагом в этом направлении стал прорыв ими телевизионной блокады в Тюмени: Салехард арендовал у ГТРК «Регион-Тюмень» эфирное время на 49-м канале, ретранслирующем передачи НТВ. В скором времени, насколько известно, готовится выйти в тюменский эфир и ханты-мансийская телерадиокомпания «Югра». Так что теперь правду о губернаторе и его семье в Тюмени можно будет не только прочитать, но и увидеть.
Тюмень. За последнее время несколько изменились акценты политической ситуации, складывающейся в Тюмени: если раньше ее доминирующим фактором являлись приближающиеся выборы областного губернатора, то сегодня - личный политический кризис Л.Рокецкого. О приближении выборов обычно свидетельствует активная раскрутка конкурентов лица, занимающего баллотируемую должность. Показателем же личного кризиса являются укореняющиеся в массовом сознании сомнения в возможностях действующего губернатора продлить свои полномочия на новый срок даже при отсутствии очевидных конкурентов. В такую ситуацию, причем исключительно по собственной воле, попал сегодня Л.Рокецкий. В шахматах она называется «цугцванг», когда любой из возможных ходов неизменно ведет к ухудшению положения игрока. В условиях сегодняшней России подобная ситуация для губернатора является, по-видимому, уникальной.
Ее возникновению способствовали как объективные, так и субъективные причины. К числу первых относится, разумеется, непростой государственно-правовой статус Тюменской области, требующий в условиях неразвитости правовой базы федеративных отношений от областного губернатора (прежде всего, от него, а не от руководителей автономных округов) большого дипломатического дара, широты кругозора, чутья на новые идеи и политической тонкости, понимания нюансов ежедневно меняющейся ситуации. В противоположность этому Л. Рокецкий всегда являл собой образ политика, демонстративно негибкого, суперпрямолинейного (что, однако, совсем не исключает пристрастия к закулисным интригам и маневрам), склонного к действиям, исключительно старого, бюрократического образца, эдакого «слона в посудной лавке», когда-то, давным-давно, усвоившего, что первый человек в тюменском «желтом доме» является полноправным хозяином региона «от Карского моря до степей Казахстана». Именно этот образ региона определяет всю его политику в течение семи губернаторских лет. За это время в его сознание не проникла ни одна новая идея, а политическая практика ограничилась лишь поиском новой удавки на шею автономных округов: все предложения, касающиеся поиска новых форм организации жизни в регионе (проекты договоров, структуры областной Думы, реструктуризации общеобластных программ, модернизации избирательного процесса и т.д.) шли все эти годы исключительно с Севера. Л.Рокецкий же был занят только поиском путей принуждения автономных округов к подчинению с помощью то ли президента, то ли Государственной Думы и Совета Федерации, то ли правительства и федеральных ведомств.
Не исключено, что в каких-то вариантах эти усилия могли бы дать искомый для тюменского губернатора результат, однако это свидетельствовало бы о явном откате назад в организации федеративных отношений сегодняшней России: реализация «рецептов» Л.Рокецкого (восстановление прямого управления регионом из Тюмени) сегодня и несовременна, и просто невозможна. В результате же то, что некоторые деликатно именуют «отсутствием гибкости» и что на деле является простой бюрократической тупостью, жадностью к власти и всему, что с нею связано, привело к возникновению системного кризиса политики тюменского губернатора: плоды его ежедневных усилий идут, по большей части, во вред ему самому.
1. Экономическую ситуацию на юге области характеризует, в лучшем случае, слово «стагнация»: практически все инвестиционные проекты, в которых участвовала областная администрация, провалились, решение проблемы снижения бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства до сих пор не найдено (это о


На главную страницу
Политическая ситуация в Тюменской области
Письмо губенатору

Hosted by uCoz