Политическая ситуация в Тюменской области в мае 2000 года  

Возможно, этот обзор региональной политики будет последним вследствие исчезновения самого объекта анализа.
Реформы В. Путина и Тюменская область. Попробуем представить себе, как это все будет происходить в Тюменской области, разумеется, с входящими в ее состав автономными округами.
Итак, область, как ей и положено, вошла в Уральский федеральный военно-милицейский округ. То, что его границы совпали с округами министерства обороны и внутренних войск, а не с границами ассоциации "Большой Урал" (более, кстати, обоснованными с экономико-географической точки зрения) свидетельствует о том, что (1) указ готовился в военном ведомстве и людьми в погонах (видимо, в аппарате Совета безопасности), (2) полномочный представитель президента в своей деятельности будет опираться, прежде всего, на ведомства силового блока, что в итоге было лишь подтверждено назначением на эту должность человека в чине генерал-полковника.
При взгляде на географию Уральского округа невольно возникают исторические ассоциации с росселевской Уральской республикой образца 1994-95 годов, о чем неуклюже напомнил Л. Рокецкий во время встречи В. Путина с группой членов Совета Федерации. Если тюменский губернатор хотел таким образом подыграть централизаторским настроениям президента (мол, образование республики - это опасность сепаратизма, весьма похожего на то, чем занимаются в Тюменской области автономные округа), то он плохо разобрался в нюансах ситуации. Помянув Э. Росселя, он фактически выступил против превращения федерального округа в субъект Федерации, что, на самом деле, является одной из дальних целей президента. Нет оснований полагать, что выступление Л. Рокецкого продиктовано смелостью, в этом наш губернатор, как раз, не замечен. Скорее, это - неудачная попытка выслужиться перед начальством, в надежде заручиться поддержкой Москвы накануне выборов.
Размещение центра федерального округа в Екатеринбурге, безусловно, усиливает политическое значение свердловской области и ее губернатора Э.Росселя: тот, кто заботится о быте нового полпреда, тот получает возможность оказывать влияние и на его решения (тут все, как в анекдоте: кто девушку ужинает, тот ее и танцует). Возникает шанс насытить его аппарат, а также вновь возникающие или перемещающиеся в Екатеринбург федеральные структуры "своими" людьми и осуществлять таким образом хотя бы информационный контроль за их деятельностью. Неформально усиление Э.Росселя делает отношения с ним важным фактором укрепления политического положения губернаторов. Из наших трех губернаторов наилучшие отношения с Э.Росселем в прошлом имел Ю. Неелов, наихудшие - Л.Рокецкий (после известного заявления они вряд ли стали теплее).
Однако главным следствием создания федеральных округов для нашего региона является реформирование структуры федеральных органов власти на территории страны. По всей видимости, Л.Рокецкий лишается своего любимого детища - окружного арбитражного суда. Немало попользовавшаяся его удачным месторасположением Тюменская нефтяная компания, разумеется, вряд ли пострадает (она, безусловно, сумеет подобрать "ключи" и к уральскому арбитражу), а вот тюменский губернатор потеряет известную долю своего политического влияния в регионе, своей ценности для крупных финансово-промышленных структур. Есть большие основания предполагать, что окружной полпред затребует к себе и Уральский РУБОП, который, видимо, станет одним из основных инструментов его деятельности. Тем более, что из всех силовых структур статус и география ответственности РУБОП в наибольшей степени соответствует делению страны на федеральные округа. Судьба самого В.Борисова в этом смысле остается неопределенной: многие полагают, что он покинет ряды МВД и станет заместителем полпреда по югу Тюменской области. Вообще говоря, если в этом вопросе нет какого-то подспудного смысла, вывод В. Борисова за штат МВД будет странным шагом: именно Екатеринбург, место дислокации полпреда, является столицей организованной преступности Уральского федерального округа, и В.Борисов является в этом смысле держателем информации, которую трудно компенсировать, особенно в короткие сроки. Во всяком случае, его опыт немало пригодился бы П.Латышеву.
Решения о создании в федеральных округах подразделений Генеральной прокуратуры и Минюста вряд ли приведут к заметным изменениям правоприменительной практики. От региональных органов юстиции слишком мало в этом смысле зависит, даже с точки зрения деятельности судебной системы. А областная прокуратура во главе с Э.Валеевым всегда умудрялась быть достаточно самостоятельной, избегая политиканства и попыток вовлечь ее в откровенно сомнительные дела. Тем более, что пройдет еще немало времени, прежде чем прокуратура федерального округа окажется в состоянии давать нижестоящим структурам конкретные поручения по возбуждению и расследованию уголовных дел. С другой стороны, никакими окриками и понуканиями из Екатеринбурга проблемы роста боевитости прокуратуры и независимости судебных органов не решить (хотя, разумеется, контроль над судебной практикой при вопиюще низкой квалификации судей остро необходим). Нужно, прежде всего, решить проблему финансовой самостоятельности правоприменительных структур с целью вывести их из-под неформального влияния местных властей. Однако и это не будет панацеей от нынешней правовой черезполосицы, если сами федеральные власти во главе с президентом и его окружением не откажутся от практики манипулирования Генеральной прокуратурой и высшими судебными инстанциями в политических целях. Ведь местные руководители, в этом смысле, всегда брали пример с Кремля. Пока неясно, готовы ли федеральные власти к подобному самоограничению. По-видимому, вряд ли.
В зависимости от того, как сложится судьба главного управления внутренних дел по Тюменской области, станет, ясно, какие поручения получил П.Латышев в Москве относительно конфликта области и автономных округов. Если оно сохранится в Тюмени (т.е. В.Роженцев останется посредником между полпредом и милицейскими структурами Салехарда и Ханты-Мансийска), значит и вся деятельность полпреда будет носить, так сказать, "протюменскую" окраску, а Л.Рокецкий получит мощную поддержку в своей борьбе за консолидацию в Тюмени федеральных структур, контролирующих всю территорию области. Если же главное управление внутренних дел будет передислоцировано в Екатеринбург (с расширением сферы ответственности на весь федеральный округ), а полномочия В.Роженцева - ограничены территорией юга области, следовательно Москва в лице П.Латышева готова пожертвовать амбициям тюменского губернатора ради более предметного и менее политически окрашенного контроля над деятельностью УВД автономных округов. Вопрос, собственно, может быть поставлен шире: концентрация в руках полпреда силовых структур федерального округа делает его конечным арбитром в решении проблемы взаимоотношений области и автономных округов, особенно в условиях, когда юридически этот вопрос остается достаточно зыбким. Здесь, очевидно, слишком многое будет зависеть от ментальности и прагматизма самого П.Латышева. Если отставить в сторону политиканские и идеологические мотивы, то для него, безусловно, важнее работать напрямую с губернаторами автономных округов и федеральными структурами, расположенными на их территориях. Следует учитывать, помимо всего прочего, экономическое значение для страны этих субъектов Федерации. В противном случае, полпред будет вынужден брать посредником Л.Рокецкого с целым комплексом специфических интересов как его личных, так и тех финансовых структур, с которыми он связан. Это, безусловно, способно существенно исказить объективную картину положения в автономных округах. Золотое же правило управления гласит: чем меньше последующих звеньев в передаче информации сверху вниз и обратно, тем лучше. Логика того же прагматизма должна подсказать П.Латышеву, что своих заместителей резонно разместить в каждом входящем в федеральный округ субъекте Федерации, а не назначать одного заместителя на всю Тюменскую область: слишком специфичны интересы каждой из входящих в ее состав территорий.
При всей важности последствий реструктуризации территориальных подразделений правоохранительных органов в федеральном округе наиболее серьезные изменения может вызвать создание филиала федерального казначейства в Екатеринбурге. И даже не столько это организационное мероприятие, сколько замыкание на эту структуру всех налоговых инспекций субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. В этом случае все налоговые платежи будут аккумулироваться в Екатеринбурге, а уж затем переводиться в казначейства субъектов Федерации для распределения по территории. Такой шаг Москвы будет логичным, если конечной целью президентских указов является, как многие предполагают, превращение со временем федеральных округов в субъекты Российской Федерации. Помимо всего прочего, это позволит снять с федерального бюджета часть проблем по дотированию депрессивных регионов за счет перераспределения средств в казначействе федерального округа, а также "раскулачить" избыточно, по мнению Москвы, обеспеченные бюджеты наших автономных округов.
Будет ли созданное таким образом и из таких компонентов руководство федерального округа эффективным, неизвестно. То же можно сказать и о перспективах роста влияния центральных властей в провинции, и о шансах на достижение правовой унификации территории страны. Скорее всего, каждый из полпредов президента выберет из всего набора своих возможных функций (которые при отсутствии законодательного разграничения полномочий по вертикали власти фактически безграничны) то, что ближе лично ему, и сосредоточит все усилия именно на этом направлении. Армейские генералы, мало что понимая в гражданской жизни, ограничатся взаимодействием с военными и пограничными структурами. Милицейские генералы займутся командованием правоохранительными органами. Во всем остальном они вынуждены будут передовериться своему окружению, которое станет руководствоваться случайным набором интересов, продиктованным, с одной стороны, губернатором "столичного" субъекта Федерации, с другой - "дружественными" фирмами, с третьей - лоббистскими усилиями губернаторов входящих в округ субъектов Федерации и министерских чиновников. Это сделает неизбежной частую смену полпредов, рост оппозиции региональных элит, которые найдут возможности привлечь на свою сторону общественное мнение вплоть до эскалации массового недовольства. Выходом из ситуации, станет либо крах всей затеи с федеральными округами, либо пересмотр Конституции с быстрым превращением федеральных округов в субъекты Федерации (с неизбежными потерями в управляемости), либо "закручивание гаек" с силовым подавлением всякой оппозиции, в том числе и со стороны средств массовой информации.
Более определенно можно прогнозировать снижение остроты противостояния между областью и автономными округами в связи с исчезновением самого предмета конфликта: реальные полномочия и деньги плавно перетекут в федеральный округ, и спорить будет просто не о чем. Пары силовых акций полпреда против особо непонятливых и упорствующих в своих амбициях, думаю, будет достаточно для того, чтобы предать былые распри истории. Боюсь, что пострадавшим в этих условиях окажется, прежде всего, юг области, поскольку получаемая им плата за недра (разрабатываемых, к тому же, на территории других субъектов Федерации) может показаться Москве самым удобным поводом для начала секвестирования доходов региональных бюджетов. При этом на резкую отмену закона "О недрах" Москва вряд ли сразу решится, скорее, в обиход войдут длительные задержки выплаты роялти из казначейства федерального округа. Это сделает социально-экономическую ситуацию на юге области даже хуже, чем, скажем, в Курганской области, которую многие годы нищеты уже приучили "крутиться" и как-то выживать. Тюмень же с ее "халявным" вторым бюджетом не научилась даже этому. Кроме того, в нынешней ситуации повисает в воздухе «вечный» вопрос – кто куда входит. Теперь все – и область, и автономные округа – входят в Уральский федеральный округ, нравится это кому-то или не нравится. Таким образом, и в этом смысле тоже предмет былого конфликта исчезает. Пути дальнейшего развития данного вопроса многообразны: вполне возможно в этих условиях превращение юга области в самостоятельный субъект Федерации (что, кстати, меньше всего нужно автономным округам, поскольку в этом варианте теряемую югом области часть роялти придется, volens-nolens, компенсировать именно им); в недалеком времени ввиду своей очевидной неуправляемости нынешние федеральные округа могут «разукрупнить», и Тюмень получит второй исторический шанс стать подлинной столицей региона. Могут быть и другие варианты. Пока же проблема выборов губернатора области и его полномочий становится еще более неопределенной.
Все это, однако, не означает, что должность областного губернатора перестанет пользоваться спросом. Для очень многих она останется привлекательной даже без сенаторского статуса, возможности распоряжаться прежними доходами и с угрозой оказаться под следствием и быть смещенным указом президента. Дело даже не в том, что гарантии губернаторам, безусловно, расширяться в конечном варианте закона в сравнении с тем проектом, который представлен В.Путиным. Многих, вне всякого сомнения, будет привлекать уже сама вероятность того, что президентская ориентация на укрупнение субъектов Федерации (которая, видимо, бесспорна) неизбежно приведет к ликвидации автономных округов. Для других - должность губернатора привлекательна всегда и при любых обстоятельствах: свободы действий для решения собственных проблем у него в любом случае будет достаточно, потребуется лишь несколько больше осторожности.
Тюмень. Сегодня уже даже Л.Рокецкий не отрицает, что деятельность всех политиков в регионе там или иначе подчинена подготовке к губернаторским выборам. В раздувание ажиотажа вокруг этого вопроса сегодня включилась уже и Москва, а в скором времени к ней, безусловно, подключится и Екатеринбург. Все сходятся на том, что роль Кремля в "разрулировании" данной проблемы будет нынче чрезвычайно велика. А. Волошин и его команда (прежде всего В.Сурков и А.Абрамов) просто обязаны показать, что они могут выигрывать не только общенациональные выборы, где доминируют центральные каналы телевидения и существует уже отработанная технология, но и региональные. Пока их опыт в этом отношении (Подмосковье и Петербург) явно неудачен. Причем на этот раз их репутацию не спасет ставка на "проходных" кандидатов, необходимо продемонстрировать умение "продавливать" нужные, пусть и малопопулярные кандидатуры. Если силовой метод водворения фаворитов Кремля в губернаторские кресла окажется эффективным, это лучше любых административных и правовых реформ покажет, кто в стране хозяин, и окончательно "сломит хребет" президентско-губернаторской фронде. Все это требует создания в провинции соответствующей инфраструктуры, которая включает в себя (1) механизмы манипулирования действующим губернатором (участие или неучастие в выборах строго по команде из Москвы), (2) способы консолидации административного ресурса (согласованной работы местного и федерального чиновничества), (3) систему пропаганды, включая подавление оппозиционной "назначенному" победителю СМИ.
Отметим, что в Тюмени реализовать эту программу будет особенно трудно из-за (1) сложности государственно-территориального устройства (в выборах областного губернатора должны участвовать избиратели со слишком разными интересами, большинству из которых эта политическая фигура совершенно безразлична), (2) раскола региональной элиты (имеется ввиду конфликт не только между руководством области и автономных округов, но и между крупными финансово-промышленными группами, такими, как "Газпром", "ЛУКойл", ТНК и Сибнефть), (3) настороженности населения региона, которое может особенно много потерять в результате путинских административных реформ.
В этих условиях президентской администрации будет непросто продемонстрировать свою дееспособность и эффективность. С тем большим напряжением сейчас идут там политические консультации в поисках верного фаворита (по слухам, в предварительных раскладах фигурируют фамилии В.Богданова, С.Корепанова, Ю.Неелова, Г.Райкова, Л.Рокецкого и даже В.Черномырдина). Многие склонны полагать, что в неразберихе, связанной с созданием федеральных округов, поиском нового баланса полномочий центра и регионов, изменением политического статуса руководителей субъектов Федерации, местные элиты побоятся публично выступить против кандидатуры Кремля. Их оппозиция ограничится "фигой в кармане" и вялым саботажем. А вот реакцию избирателей на неприкрытое административное давление прогнозировать пока трудно.
В этой ситуации шансы Л.Рокецкого на повторное избрание, как ни странно, возрастают. С одной стороны, он не оставляет надежды склонить в свою пользу президентскую администрацию. Там, однако, против него действует целый ряд факторов: (1) возраст, по обычным меркам не такой уж солидный (в 2001 году ему будет 59 лет), но в условиях резкого омоложения всех властных структур почти предосудительный; (2) неважная репутация в Совете Федерации, где сенаторы привыкли посмеиваться в ответ на выступления тюменского губернатора, многие из которых бывают откровенно невпопад (впрочем, слабая ориентировка Л.Рокецкого в острых ситуациях знакома нам и по заседаниям областной Думы); (3) откровенная игра лишь на одного из активных и самых конфликтных участников нефтяного рынка - ТНК, а также близость к Р.Вяхиреву, который в одночасье стал аутсайдером в "битве" за "Газпром"; (4) информация о сомнительном, мягко говоря, бизнесе семьи, которая наверняка поступает в администрацию из всех возможных источников и с которой, не исключено, знаком и президент; (5) постоянные попытки тем или иным способом втянуть президента и его администрацию в региональный конфликт, натравить их на губернаторов автономных округов, которые для Москвы, по крайней мере, не менее важны, чем Л.Рокецкий, а лично, по-видимому, более симпатичны.
С другой стороны, Л. Рокецкий имеет в президентской администрации твердую поддержку со стороны выходцев из "Альфа-групп", прежде всего А.Абрамова и В.Суркова. Это свидетельствует о том, что тюменский губернатор по-прежнему нужен ТНК, и она готова пойти на многое ради сохранения его в нынешнем кресле. Одно время складывалось впечатление, что альфовцы при поддержке, видимо, Р.Вяхирева уже склонили А.Волошина к поддержке кандидатуры Л.Рокецкого, чем и объясняются его последние силовые акции в отношении автономных округов (похоже было, что он совершенно не боится обструкции со стороны А.Филипенко и Ю.Неелова). Однако последние события в Москве (подключение к выработке региональной стратегии Совета безопасности, где преобладают выходцы из силовых структур, знакомые с компроматом на Л.Рокецкого; изменение структуры и новые кадровые назначения в администрации президента; перераспределение части полномочий в пользу федеральных округов) могут существенно подорвать шансы тюменского губернатора на получение кремлевской поддержки. Тем более, что при нынешней жесткости президента вряд ли кто-то станет ради Л.Рокецкого "рвать на себе рубаху": слишком велик шанс самому "подставиться" в условиях столичного передела сфер политического влияния.
Шансы Л.Рокецкого в Москве станут и вовсе скверными, если подтвердится информация о том, что Г.Райков из соратника губернатора (а он действительно одно время энергично продвигал его кандидатуру в столичных кабинетах) незаметно превратился в его конкурента на предстоящих выборах. Пошли слухи о том, что Г.Райков уже неоднократно заявлял на солидном уровне, что Л.Рокецкий является непроходной фигурой, и ставку следует делать на него, на руководителя много сделавшей для Кремля группы "Народный депутат", неоднократно побеждавшего на тюменских выборах. Данная информация, если она подтвердится, ни у кого не вызовет большого удивления, поскольку (1) все знают амбиции и самомнение Г.Райкова, сильно подогретые к тому же неожиданным возвышением, вниманием властей и прессы к нему, ранее вполне ординарному и никому не известному "одномандатнику"; (2) Г.Райкова обошли при формировании правительства, где, по слухам, он претендовал сначала на агентство "Росвооружение”, а затем на министерство промышленности, науки и технологии (первая попытка конвертировать свое сегодняшнее положение в заметную должность, таким образом, провалилась); (3) лидерство Г.Райкова в группе "Народный депутат" является весьма сомнительным и неустойчивым: кремлевские кукловоды как случайно его выдвинули, также быстро могут и "задвинуть", тем более, что конкуренция за это место со стороны известных московских депутатов большая, а Г.Райков, увы, остался тем же Г. Райковым, какое бы место он не занимал. Появившееся у него желание занять губернаторское кресло в Тюмени может дать Кремлю удобный повод отблагодарить его за службу в Государственной Думе нового созыва, а заодно – тихо убрать из Тюмени Л. Рокецкого (если решение об этом будет все-таки принято) и освободить кресло руководителя группы "Народный депутат" для более влиятельного и перспективного политика. Все это при определенном стечении обстоятельств в состоянии перевесить даже откровенный минус Г.Райкова – возраст (он еще старше Л.Рокецкого), тем более что политический статус губернаторов необратимо снижается, а до того, как они хозяйствуют на своих территориях Москве, в сущности, нет никакого дела.
Однако Москва Москвой, а выборы любому претенденту на губернаторское кресло выигрывать все-таки придется. Есть, правда, один вариант, что называется, "мимо" выборов. Если президентская поправка о том, что в случае отстранения губернатора Кремль получит право самостоятельно назначать человека, временно исполняющего его обязанности (вероятность этого, правда, не очень велика), то Г.Райков может получить солидный карт-бланш на подготовку к выборам, уже находясь в роли губернатора, если Л. Рокецкий будет, например, смещен или даже сам досрочно сложит полномочия. В этом случае в Тюмени возникает абсолютно новая ситуация, и прогнозировать ее развитие сегодня совершенно невозможно.
Пока, однако, разумнее исходить из того, что выборы областного губернатора все-таки состоятся, причем в те сроки, которые намечены областной Думой, т.е. 14 января 2001 года. Наиболее интенсивную подготовку к ним ведет сегодня, разумеется, Л. Рокецкий. Его "головной болью" в этом отношении являются (1) избиратели в автономных округах, (2) избиратели Тюмени, (3) средства массовой информации. Стойкое намерение Ханты-Мансийской окружной Думы совместить выборы своих депутатов с губернаторскими явно не в пользу Л. Рокецкого: ему выгодна низкая явка северных избирателей, дающая возможность компенсировать почти неизбежное поражение на севере победой на юге области. Он, конечно, пытается "светиться" в округах (будучи в Сургуте, например, не преминул выступить по тамошнему телевидению), однако, видимо, и сам понимает, что не сможет вести там массированную пропагандистскую кампанию: весь его пафос "объединителя" области рассчитан исключительно на "южан", северянам ему сказать, по большому счету, нечего. Это всегда было слабым пунктом его позиции. Единственной надеждой Л.Рокецкого является то, что, если Москва достаточно явно выскажется в его пользу, руководство автономных округов поостережется в сложившейся политической ситуации публично выступить на стороне его конкурентов.
Кардинально решить проблему Тюмени губернатору может помочь только сворачивание здесь семейного бизнеса. Л.Рокецкий на этот шаг (без сверхсильного давления со стороны), разумеется не пойдет, однако даже если бы и решился, ему пришлось бы потратить довольно много времени, чтобы убедить общественное мнение в искренности своих намерений. Пока же "семья" все время пытается подсунуть тюменцам "пустышку", чем еще ниже опускает свою репутацию. Показательна в этом смысле одна из последних попыток Г.Золотухина доказать публике, что Г.Рокецкая - только наемный менеджер в Тюменском городском банке. Формально за нею числятся действительно десятые доли уставного капитала банка, не дающие права даже заседать в совете его директоров. Г.Золотухин, сделав "стеклянные глаза", оповестил публику, что, учитывая "исключительные деловые качества Мадам", некое ЗАО "Тюмень-полис" предложило включить ее в совет директоров в счет своей доли акций. Г.Золотухин, как всегда, рассчитывает на идиотов, не знающих, кому принадлежит это "некое ЗАО".
Ожидания того, что семейный бизнес станет наиболее слабым местом в предвыборных позициях губернатора, начинают оправдываться: по имеющейся информации, Г. Рокецкая так и не подала иск по поводу публикаций в газетах "Версия" и "Новая газета". Журналистам, которым она это твердо обещала, пора бы уже поинтересоваться таким много говорящим молчанием, которое, помимо всего прочего, открывает перспективу обнародования очередных разоблачительных материалов. Многих, например, сегодня интересует роль некоего израильского бизнесмена, тесно связанного в финансовых вопросах с женой и сыном губернатора. Л.Рокецкий с ним и своим семейством уже неоднократно предпринимал поездки в Израиль, решая там, по слухам, какие-то финансово-инвестиционные вопросы. Причем речь вряд ли идет о средствах областного бюджета. Если эти слухи подтвердятся, станет понятным, почему губернатор время от времени подсовывает тюменской публике для отвода глаз версии о замышляемом против него еврейском заговоре, а прогубернаторские газеты "Тюменская правда сегодня" (Г.Золотухин) и "Правда Тюмени" (В.Ефимов) изощряются в антисемитизме. Речь, видимо, идет о происках не тюменских, а вполне израильских евреев, с которыми губернатор не может найти общего языка в решении своих личных проблем.
В будущем тюменская пресса, видимо, будет уже не столь лояльна губернаторскому семейству. Напомним, что ни одна из выходящих в Тюмени газет не перепечатала соответствующие материалы московской прессы, а приближенный к губернатору (который, правда, стесняется этой связи) В.Ефимов даже изъял их из тюменского выпуска "Новой газеты". Вообще попытки губернатора подмять СМИ носят какой-то хаотический, противоречивый характер. Утратив контроль над "Тюменской правдой", Л.Рокецкий своими руками перевел в разряд почти оппозиционных "Тюменские известия", а придворный журналист Г.Золотухин поссорил его еще и с "Тюменским курьером". Кстати, всем уже понятно, что проект под названием "Тюменская правда сегодня" во главе с Г.Золотухиным принес губернатору вреда намного больше, чем пользы. Вздорные и нелепо пространные статьи этого журналиста с похвалами губернатору и обвинениями в адрес его противников можно читать только по долгу службы. Своими неадекватным поведением он ссорит Л.Рокецкого с большинством тюменских журналистов. Дело недавно дошло до скандала: против Г.Золотухина публично выступила часть возглавляемого им редакционного коллектива, дающая к тому же, более 90 процентов тиража газеты. По слухам, губернатор уже сам не рад свой затее с "Тюменской правдой сегодня", предложив Ю.Неелову ее ликвидировать в обмен на "допуск к руководству респектабельной "Тюменской правдой", однако получил отказ.
Вообще все инициативы Л.Рокецкого в области СМИ имеют стойкий оттенок скандала. Это относится и к золотухинской газете, и к ефимовским интернет-листкам. Поэтому вряд ли можно ожидать чего-то хорошего от его действий, направленных на консолидацию близких ему ТВ-компаний. Имеется информация, что контролируемая Г. Рокецкой "Ладья" и имеющий в составе своих учредителей администрацию области "Параллакс" совместно с "Радио-сити" образуют некий радиотелевизионный холдинг с целью вести согласованную информационную политику (в чью пользу, надеюсь, понятно). Центральным звеном новой конструкции призвана стать ТВ "Ладья", недавно перебравшаяся в здание гостиницы "Прометей", подлинным хозяином которой молва называет Г. Рокецкую, и резко, чуть ли не три раза, повысившая зарплату своим сотрудникам. Очевидно, что таинственный израильский бизнесмен, владеющий 51 процентом акций "Ладьи" так раскошелился не зря: от С.Фатеева с командой "семья" ждет ударной работы.
В целом же предвыборную ситуацию Л.Рокецкого можно охарактеризовать так: много желания, много, видимо, денег, но также много хаоса и мало вразумительности. Все это, станет проблемой, если в избирательную кампанию действительно включится Г. Райков. О том, что подобного поворота событий последний не исключает свидетельствует хотя бы создание им в Тюмени малоафишируемого PR-агенства "Аладдин", которое находится пока в замороженном состоянии. Разумеется, Г.Райков вряд ли способен составить реальную конкуренцию Л.Рокецкому (напомним, что в 1996 году в борьбе с ним он набрал лишь 8 процентов голосов), однако он способен отобрать у губернатора солидную часть "южного" электората. Кроме того, нельзя исключать, что Г.Райков может ответить согласием на предложение Ханты-Мансийского округа провести выборы губернатора лишь на юге области (при определенных обстоятельствах с этим, видимо, может согласиться и Ю.Неелов). Правовое оформление такого решения представляется неочевидным, но, вероятно, возможным, учитывая как новую территориальную структуру федеральной власти, так и предстоящую неразбериху в Совете Федерации. В этом случае кампания по выборам областного губернатора примет совсем другие очертания, рассматривать которые пока преждевременно в виду их головоломности: возникает проблема областной Думы, угроза потери роялти и многое другое.
Предвыборные позиции Л.Рокецкого окажутся резко ослабленными, если в борьбу все-таки включится С.Атрошенко, который может взять на себя лобовую атаку на губернатора (семейный бизнес, служебные злоупотребления и т.д.). Больше этим заняться некому, поскольку при всей своей результативности прямой «наезд» на конкурента бросает в глазах значительной части избирателей тень на того, кто его предпринимает.
В этом случае "респектабельная" часть критики губернатора (неуспехи в развитии экономики; плохая работа с бюджетом, попавшего в опасную зависимость от нестабильной платы за недра; и даже неэффективная борьба за единство области) достанется "проходному" сопернику Л.Рокецкого, например, С.Корепанову, который, таким образом, может заодно продемонстрировать публике свой потенциал руководителя области.
Подобного рода комбинаций на практике может возникнуть много, и все они в той или иной степени направлены против действующего губернатора. Другое дело, что они требуют хорошей отработки взаимодействия, координации и доверительности партнеров. Иначе на выходе получится плачевное "как всегда", т.е. Л.Рокецкий, а то и что-то еще похуже.


* * *


На главную страницу
Политическая ситуация в Тюменской области
Политическая ситуация в апреле 2000 года
Письмо губернатору

Hosted by uCoz